понедельник, 21 июля 2014 г.

Как они познакомились? Исаак и Лия


(Рассказывает  Найдорф Марк Исаакович)

Найдорф Исаак Самуилович

- Найдорф Исаак Самуилович, мой отец, родился в 1914 г. в местечке Тульчин Винницкой области, а его брат Абраша был младше его на два года. Во время гражданской войны, в 1918 г. банда одного из полевых командиров вошла в село. Бабушка рассказывала, что мой дед по отцу, Самуил, был убит во время погрома: он вылез из погреба, где пряталась семья, чтобы достать еду, и был застрелен прямо на улице.  Через несколько лет после этого у матери папы, Раи, была обнаружена открытая форма туберкулеза, и обоих детей забрали  в детский дом, в Брацлав.

Исаак и Абрам Найдорфы с мамой Раей. Тульчин 29-III-1930

(на фотографии: Исаак (слева) и Абрам (справа) Найдорфы с мамой Раей. Тульчин 29-III-1930г. Перед отправкой детей в Брацлав.)

Оба брата были очень талантливы. Младший, Абраша был остроумным и ярким человеком, сочинял стихи. Исаак был более сдержанный. Он сам научился играть на валторне и в юности участвовал в маленьком ансамбле, который озвучивал немое кино. Не зная ни одной ноты, играл по слуху на аккордеоне. Помню, иногда он садился к пианино и играл немецкие фокстроты. Он любил немецкие песенки – дело было после войны. Он мог их сыграть,  когда хотел, хоть через полгода перерыва: ему не надо было для этого специально заниматься.

В 1935 г. Изя с братом Абрашей поступили в Днепропетровский строительный институт. В этом институте было много евреев, выпускалась стенгазета на идиш, и вообще было «законное» еврейское самосознание.

После института, в 1940 г. Изя  по направлению уехал работать в Баку, где в то время развивали добычу нефти. Баку был для Советского Союза основным источником этого сырья. Вскоре, еще до начала Великой отечественной войны, он был призван в армию.

Найдорф Исаак Самуилович, Германия, 1946


(на фотографии: Найдорф Исаак Самуилович, Германия, 1946г.)

В то время советская граница была продвинута на Запад в соответствии с договорами между СССР и Германией 1939 года, страны Прибалтики стали советскими, и там развернули оборонительное строительство. Исаак был направлен туда в качестве военного строителя. Так что он встретил войну буквально в первый ее день.
Исаак Найдорф прошел всю войну, продолжая быть военным строителем. Это называлось саперные войска: мосты, оборонительные сооружения, минирование — все, что связано со строительством и инженерными работами.
В конце войны он оказался в Потдсдаме.


Томашпольская Лия Марковна

Моя бабушка Клара Вольфовна Прессман, мама Лии, тоже родом из Тульчина. То есть, с Изей они земляки. Отец Клары, мой прадед Вольф (Велвл), был талмудистом. И считался таким мудрецом, что когда он был уже дряхлым стариком, горожане выносили его на кровати на улицу, чтобы люди могли к нему обращаться. Это была большая семья, Клара была младшей из пяти сестер (был еще брат Элик, младше её).

Клара Вольфовна Прессман


(на фотографии: Клара Вольфовна Прессман, будущая мать Лии Марковны Томашпольской) 

Одна из сестер Клары, Бруха (Берта Владимировна) вышла замуж за одессита по фамилии Хайкинсон, имевшего  двухэтажный доходный дом (квартиры на съём). Кроме того, у них была мастерская по пошиву шляп. Клара в возрасте 24 лет приехала в Одессу и пошла работать в эту шляпную мастерскую, как она говорила, мастерицей.

В 1919 г. Клара Прессман вышла замуж за Марка Давидовича Томашпольского, который до советских  времен занимался покупкой мануфактуры в Польше. Он закупал её в городе Лодзь и продавал ее промышленникам Одессы. Жили они на Малой Арнаутской, 47.

1 января 1921 г. у Клары и Марка Давидовича родилась дочь Лия Томашпольская.

Лия Томашпольская, 1933


(на фотографии: Лия Марковна Томашпольская, 1933г.)

Интересно, что в положенное время Клара не отвела дочку в школу. Тревожась за ее здоровье, она, сколько могла, учила её дома. А в 9 лет отдала Лию в еврейскую школу, где язык обучения был идиш. Буквально через год школу закрыли, и дальше Лия училась уже на русском языке.
Лия оказалась способной к музыке, и ее отдали в класс к известной одесской учительнице фортепиано. Когда открылась в Одессе музыкальная школа Столярского, Лию отдали туда, и до поступления в институт она успела проучиться два года у Мины Адольфовны Высокой, которая была ассистенткой знаменитой учительницы Гилельса Берты Михайловны Рейнгбальд.

В 1938 г. Лия получила аттестат зрелости, и встал вопрос, где учиться дальше. Ее папа, Марк Давидович, сказал, что музыка – это не профессия, а занятие для души (сейчас бы сказали − хобби), и Лия поступила в медицинский институт. Конкурса тогда не было, желающих поступать было мало и в основном это были евреи.
Она закончила третий курсе, когда началась война.

Томашпольская Лия, Тюрингия 1946


(На фотографии: Томашпольская Лия Марковна, 1946г., Тюрингия)

Марк Давидович, когда установилась Советская власть, не мог уже заниматься торговлей. Он стал обычным советским служащим, работал бухгалтером на ткацкой фабрике. Его положение не давало право на эвакуацию. К счастью, кто-то помог им его достать билеты. Семья Томашпольских уехала в Среднюю Азию и поселилась на железнодорожной станции поселка Туркестан, недалеко от Ташкента, где  жила и работала киоскером одна из сестер Клары, Фаня, покинувшая Одессу больше 10 лет до того.

В медицинском  институте Ташкента Лия за год закончила учебу и получила диплом. Ее мобилизовали на фронт в 1944 г. Она уехала в действующую армию, где получила чин младшего лейтенанта медицинской службы в должности врач полка.

Муж Фани, Исаак Скляр, который тоже происходил из Тульчина, был родным дядей Исаака Самуловича,  братом его умершей от туберкулеза матери. Когда выяснилось, и Лия и Исаак находятся в действующей армии, родственники помогли им списаться. И когда их части оказались рядом, Лия приехала к Исааку знакомиться. Это был уже 1945 год, действие происходило на территории Германии.

Когда Исаак открыл дверь и вошла Лия, она сразу его очаровала. Она вошла, как солнце, волна света и радости. Кинулась ему на шею, страшно была рада его видеть! Это решило их дальнейшие отношения. Исаак сказал тогда брату: это моя жена. Лии было тогда 23, Исааку 30.

Осень 1948 г., Германия


(На фотографии: Изя и Лия. Осень 1948, Германия)

Они поженились в Германии, в 1947 г, в Потсдаме. Лия Марковна после окончания войны демобилизовалась, а  Исаак Самуилович продолжал службу в  составе Группы советских войск в Германии. Когда война закончилась, часть советский войск осталась в Германии и занимались установлением нового порядка и восстановлением германской экономики в Советской зоне оккупации. Исаак Самуилович закончил войну в должности капитана, и теперь от имени СВАГ – Советской военной администрации в Германии − занимался восстановлением угледобывающих шахт на территории Восточной Германии. А его брат Абраша занимался восстановлением немецких аэродромов.

После войны советская власть усилила антиеврейскую политику, и в 1947 г. началась компания по демобилизации евреев. Однако Исаак, зная о голоде в СССР, сделал все, чтобы его семья продолжала оставаться в Германии. Их немецкий был такого уровня, что они могли тайком ездить за покупками в Западную зону (там положение было гораздо лучше), где по произношению их воспринимали как «фольксдойче», как немцев, только родом не из Германии.

29 марта 1948 г. у них родился сын Марик (назван в честь деда Мотла). Это случилось как раз в день рождения Исаака. Лия потом говорила: «я вытанцевала тебя на дне рождения папы».

В этом доме на Зеештрассе Лия с Исааком и новорожденным Мариком жили с марта 1948 до лета 1949 г. У него была отдельная «детская» комната на втором этаже. А немка, жившая в соседнем доме, фрау Ветцель, помогала маме растить маленького оккупанта.

Марик Найдорф с мамой (ок.1952)


(На фотографии: маленький Марик с мамой, предположительно 1952г.)



Записала Малка Корец, 2014г.







Комментариев нет:

Отправить комментарий