(Рассказывает Марк Исаакович Найдорф)
Музыка
Наш семейный опыт показал, что
профессии, которые меньше связаны с государством, лучше, безопаснее, а иногда
даже и доходнее. По крайней мере, для еврея. Например, вернувшись после войны
из Германии, мама не могла найти работу по своей медицинской профессии («дело
врачей»).
Поэтому мама продолжила свое
музыкальное образование и сменила профессию врача на профессию учительницы
музыки. Поэтому предполагалось, что профессия учителя музыки для сына –
достойное занятие.
Музыкальные способности у меня
были, мама начала учить играть на фортепиано с пяти лет – как обычно обучают
музыкантов, и у меня были хорошие учителя в музыкальных школах – в Николаеве,
Израиль Савельечич Брун, и в Одессе, Фаня Яковлевна Кацнельсон.
Музыкальное образование в
Советском Союзе было трехступенчатым: музыкальная школа (ДМШ – детская
музыкальная школа, массовое музыкальное образование. В таких школах учились
очень много детей), музыкальное училище – среднее специальное музыкальное
образование, главным образом выпускавшее учителей музыкальных школ, и
консерватория – высшее музыкальное образование, выпускавшая преподавателей
училища и специалистов для концертной работы: исполнители, концертмейстеры,
композиторы, музыковеды. Консерваторий было мало, далеко не в каждом городе. На
всю страну их было примерно три десятка.
Антисемитизм Советского Союза
выражался в процентной норме, которая ограничивала число поступающих в учебные
заведения евреев примерно двумя процентами. Это нигде не было зарегистрировано
документально нигде. Просто руководителю давали устную инструкцию, какое
количество евреев он вправе принять в этом году.
Поэтому я поехал поступать в
город Калугу (под Москвой). Во-первых, там вообще практически не было евреев,
так что шанс попасть в процентную норму был очень высокий. А во-вторых, прямой
поезд Одесса-Москва останавливался в Калуге, то есть, можно было добраться без
пересадок.
Родители не хотели оставлять меня
там на постоянную жизнь, так что учился я заочно. То есть, два раза в году
приезжал на месяц сдавать экзамены, а в остальное время учился дома с мамой и
частными преподавателями.
Родители сделали все возможное,
чтобы дать мне музыкальную профессию. Потому что папа был уверен, что с рабочим
классом работать – плохо, а учитель музыки – чистая работа. А так как он был инженером-строителем,
то знал, о чем говорил.
В процессе учебы выяснилось, что
способности у меня есть, но ярко выраженного таланта нет. Еще надо сказать, что
за время от начала маминой преподавательской карьеры (1952 год, мне было тогда
4), и до начала моей в 1968 г.
очень многое изменилось. В частности, появилось много преподавателей музыки, и
ценность профессии существенно снизилась. Мне было очень трудно найти работу в
Одессе,
Очень скоро я понял, что среднего
образования мне категорически недостаточно. Я чувствовал в себе способность и
потребность в более серьезных знаний. Работа с маленькими детьми мне не
нравилась, и я мечтал о высшем образовании как о спасении. Надо сказать, что
родители высшего образования для меня не планировали, считали, что среднего
специального в этих условиях вполне достаточно. Однако я начал все-таки
готовиться к поступлению, Родители оплачивали мои занятия с преподавателями по
предметам, по которым требовалось сдавать экзамены. И через два года в 1970 г. поступил в Саратовскую
государственную консерваторию им. Собинова на дневное отделение. Я поселился в
Саратове, перед отъездом папа стал искать, у кого есть знакомые или
родственники в Саратове. И я получил рекомендательное письмо к семье, где
пожилой еврей жил в маленькой двухкомнатной квартирке на улице Рабочей, дом
пять. Там я и жил все годы учебы.
На фото слева направо: мои друзья по консерватории Лёва
Генсон и Вова Землянский, справа я. Саратов, 1975.
После окончания Саратовской
консерватории я был распределен на работу в Липецк на место преподавателя и
концертмейстера в Липецкое музыкальное училище. Мне это нравилось, я чувствовал
себя на старте достойной профессиональной карьеры. Я получил ту работу, ради
которой учился.
Жил я там в общежитии рабочих
Ордена Ленина треста Липецкстрой. То есть, в вместе со строителями Липецкого
металлургического завода – тем самым рабочим классом. Там я получил свои
основные представления о судьбе рабочего класса в Советском Союзе.
В тот год умер папа от инфаркта,
мы с мамой мечтали о воссоединении. Мама нашла мне место работы в детской
музыкальной школе в Одессе. Это стоило денег.
Так я вернулся в Одессу летом 1976 г. и приступил к работе,
вернувшись таким образом к нелюбимому занятию - обучению маленьких детей. В
преподавании музыки детям есть две стороны. Одна - дети, другая – собственно музыка. Вторая
сторона спасала дело, потому что музыку я любил и любил понимать. Кроме того,
постепенно у меня накапливался специфический опыт преподавания. Технология игры
и технология ее преподавания – это ремесло, которое передается из рук в руки, и
приобретается в процессе самой педагогической работы. Когда ребенок играет, а
преподаватель должен увидеть и понять механизм его мускульных действий, причем
понять правильно и суметь скорректировать, находясь рядом – это совершенно
особый навык. Ведь мало обсуждать смысл музыки, нужно научить ученика делать ее
своими руками.
Школа, где я преподавал,
находилась: в отдаленном жилом массиве Одессы, так называемом «поселке
Котовского», куда очень трудно было добираться из центра города, где мы жили. Я
преподавал там 15 лет. Коллектив был разнокалиберный. В числе других со мной
работали талантливые люди, «играющие», как тогда говорили, т.е. те, кто могли
не только преподавать, но могли и любили
выступать с концертами. Большей частью это были евреи. Постепенно они
эмигрировали
Культурология
После распада Советского Союза в
Высших учебных заведениях были отменены предметы, имевшие чисто
пропагандистское значение: история КПСС, научный коммунизм и другие. На их
месте в министерстве образование было решено преподавать общеобразовательный
гуманитарный предмет культурология. По-видимому, первоначальная идея
заключалась в том, чтобы уйти от политики, но не оставить студентов без общей
осведомленности в основных фактах истории и культуры. При этом не было ясного
понимания того, как должен быть построен курс и что в него должно входить.
Основные кадры преподавателей –
это были те же люди, которые раньше работали на кафедрах научного коммунизма и
истории партии. Поэтому содержание культурологи в разных ВУЗах зависело от
конкретных людей, которые ее преподавали. На одной из тогдашних конференций в
Москве я познакомился с коллегой, который, бросив «Историю КПСС», начал
преподавать этнографически «Русскую свадьбу».
В этот момент заведующий только
что созданной кафедры культурологи в Одесском политехническом институте искал
преподавателей. Он нашел меня на одной из конференций в Одессе, пригласил
поговорить и предложил приступить к работе осенью 1991 г. При том, что у меня
не было никакой научной степени и никакого опыта работы в ВУЗе, это был с его
стороны смелый шаг. Его звали Юрий Николаевич Корнилов, и я остаюсь ему
благодарен за то, что он пригласил меня на работу и открыл все возможности для
новой профессиональной деятельности.
Как я попал в культурологию?
Со студенческих лет я
систематически занимался музыкальной критикой – писал статьи в газеты о
концертах. Кроме того, я разработал теорию, объясняющую связь музыкального
поведения людей с их мировоззрением. Эта теория легла потом в основу моей
диссертации.
Пока я занимался своими
исследованиями, то не имел никаких шансов представить их публично. Существовало
крайне мало изданий, которые могли бы это публиковать – всего два или три
журнала, писавших о музыке, на весь Советский Союз, и доступ к ним был для меня
абсолютно закрыт. Контраст между моей научной продукцией и невозможностью ее
кому-либо предъявить, опубликовать или хотя бы сделать доклад, создавал
сильнейшее психологическое давление, периодически доводившее до депрессии.
Психологи существовали, видимо,
но только в качестве научных или медицинских работников. Консультативная
помощь, которую сегодня легко можно найти и получить, тогда не практиковалась.
Человек, обратившийся к психологу, воспринимался как психически больной,
психологи и психиатры в общественном сознании не различались.
Поэтому я обратился за помощью к
невропатологу по имени Григорий Робертович Херсонский. Он выслушал меня и
сказал: Вы должны писать. Я спросил: куда? Он сказал: что вы скажете, если у
вас появится возможность опубликоваться и ничего не будет готово?
Это означало «пишите в стол». И
мне сразу стало легче. Мудрый человек, он понял, в чем состоит моя проблема, и
помог мне безо всяких лекарств. Я получил «разрешение» на то, в чем так
нуждался, и начал писать.
Поэтому когда я пришел работать в
ВУЗ ассистентом без степени – то же самое, что «рядовой необученный» - так было
написано в моем военном билете, - у меня был готов основной материал для
диссертации. Которую я успешно защитил через пять лет.
С диссертацией связана помощь
двух людей, которым я очень благодарен. Я готовил ее на кафедре философии
Одесского педагогического института им. Ушинского. Моим научным руководителем
была профессор Маргарита Степановна Дмитриева, замечательный человек и очень
образованный философ-логик. Она тщательно заботилась об очень сложной
технический стороне подготовки диссертации и защиты. Вторым человеком,
оказавшим мне огромную помощь, была Людмила Лукьяновна Сауленко, искусствовед,
тогда моя коллега по кафедре, а сейчас директор Музея Западного и Восточного
искусства в Одессе. Автореферат диссертации должен был быть подан на украинском
языке, которого я тогда совершенно не знал. Она села со мной к компьютеру и
перевела для меня весь текст автореферата: я читал его вслух по-русски, а она
диктовала мне по-украински. Она говорила, что этим восстанавливает историческую
справедливость. Подразумевалось, что она помогает еврею, который был
несправедливо ущемлен в СССР. Кстати, у
украинки Сауленко была в СССР вполне еврейская научная судьба. Её диссертация о
поэзии Ахматовой была «непроходной» по самой «перестройки» (при президенте СССР
Г.С.Горбачеве).
Благодаря завкафедрой Корнилову,
я получил задачу, которая тогда возникла впервые: составить последовательный
курс культурологии. Надо отметить, что в Советском Союзе были очень интересные
ученые, так или иначе причастные к этой области знания: Михаил Михайлович
Бахтин, Сергей Сергеевич Аверенцев, Юрий Михайлович Лотман, Арон Яковлевич
Гуревич (не рискую закрыть список). Они писали научные работы в областях,
которые их интересовали: филология, литературоведение, история. Но никто из них
не имел задачу составить последовательный учебный курс для обычных студентов по
данному предмету. Поскольку такой учебной дисциплины – культурологи, раньше
просто не было.
Это задачу я решил. Написал учебник, систему
семинаров, заданий, учебных текстов. Собственно, опираясь на этих великих
предшественников, создал свою теорию культуры.
В дальнейшем мне пришлось читать
курс современной массовой культуры – к нему я тоже написал учебник, а позже –
курс истории музыки и музыкальной культуры.
Эти книги и все мои статьи можно прочитать на моем авторском сайте. Они находятся в свободном доступе.
Эти книги и все мои статьи можно прочитать на моем авторском сайте. Они находятся в свободном доступе.
Чем это было?
В середине жизни, в 43 года, я
полностью сменил род занятий и освоил совершенно новую профессию. Ту, к
которой, как я сейчас думаю, был по-настоящему призван.
Записала Малка Корец, 2014 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий