четверг, 27 ноября 2014 г.

Малка Корец. Про сон и царское имя


Когда меня спрашивают о происхождении имени Малка, я отвечаю, что взяла его, когда стала религиозной. Так вот, страшная правда заключается в том, что я не помню. Ни когда, ни где это было, ни как я попала на ту еврейскую конференцию, вероятно сохнутовскую, где все и произошло.

Вспоминается что-то, больше похожее на сон. Местами яркий и четкий, местами пропадающий в небытии, а главное не имеющий никаких признаков связи с прошлым или будущем. Кроме имени. С которым я приехала в Израиль.


Начало сна. Гигантский комплекс с двумя или больше крыльями, предназначенный для больших толп людей. Зал с амфитиатром и сценой, забитый молодыми людьми вроде меня. Перед нами выступил кто-то по-английски, очень темпераментный, и у него была не менее темпераментная переводчица. Она старалась передать как можно точнее его вдохновенные крики, жесты и прыжки по сцене, и каждый успех аудитория сопровождала аплодисментами.

Дальше нас как-то разделили по группам, и в небольшой уже комнате некто поговорил с нами о политической ситуации в Израиле. А потом предложил достать из шапки цветную бумажку. Красную - если придерживаешься кардинальной позиции, зеленую - если за мирное урегулирование, и голубую, если что-то среднее. После того, как все разобрали бумажки, тот же некто сообщил (или сообщила?...), что теперь мы все поделены на три команды по цветам. И что ближайшие три дня общаться разрешено только с членами своей команды, которые будут называться "партии". Если кто-то хочет поменять цвет, может это сделать прямо сейчас, а потом уже нельзя. У меня был, конечно, зеленый.

Следующий эпизод  - первая встреча нашей партии. Зал для небольших конференций - не знаю, сколько нас было, но точно больше ста. Разместились как попало, в тесноте и растерянности, что именно делать никто не знал, хотя общие инструкции вроде бы получили еще на этапе раздачи цветов. И тут встает посередине паренек и обращаясь ко всем говорит: поскольку нам нужно очень быстро решить очень много важных вопросов, я предлагаю себя в качестве спикера. Буду поддерживать порядок и вести протокол, все согласны? Ответом было единодушное "да",  и дело пошло споро. Выбрали лидера партии (неудачно, как оказалось). Потом нужно было сформировать команду для разработки программы - туда я пошла, команду для придумывания гимна партии, герба партии и рекламных действий в коридорах. Возможно, были еще какие-то. Когда разошлись по углам для начала работы, оказалось, что нас, идеологов, восемь человек. Из примерно двухсот членов команды.

Дальше в событиях провал до наступления шаббата. Я, в длинной черной юбке, спускаюсь для зажигания свечей на первый этаж. Оглядываю людей вокруг и удивляюсь тому, что все до единого, все несколько сотен человек переоделись в приличную одежду.  Все двигаются медленнее, плавнее, почти не дурачась и не флиртуя. Очень странно, думаю я, и поворачиваюсь к широкому темному коридору, ведущему в другое крыло здания. Вдоль всего коридора на полу расставлены китайские фанарики удивительной ручной работы: альбомные листы, собранные в открытую сверху четырехугольную коробку, в каждом листе очень красиво вырезанные разные узоры. Внутри горит свечка, отбрасывая причудливые резные тени на пол и стены туннеля.

В другом, незнакомом зале организована синагога. Стулья стоят в два ряда, между ними широкий проход, в конце - стол и, кажется, шкаф для свитка Торы. На стульях лежат распечатки текстов молитвы. И снова чувство удивления: люди рассаживаются почти все раздельно, парни и девушки, хотя никто ни сказал об этом ни единого слова. И сидят почти тихо всю молитву, многие даже следят по тексту. Слежу ли я? Не знаю. Вижу скрепленные листы в своих руках, но знаком ли мне текст?...

Какой-то мужчина в костюме и кипе объявляет, что завтра каждый, кто хочет взять еврейское имя, может это сделать перед Торой. Желающим раздают длинные списки имен, напротив каждого - его значение. Чей-то голос на все лады повторяет, что выбрать можно абсолютно любое, ограничений нет. Следующий кадр: стою на лестничной клетке, облокотившись о перила, читаю список. И - вот оно! - стукнуло и замерло сердце, потом быстро-быстро застучало. Мое, это мое имя... неужели это правда? Я - Царица...

На следующий день нас группками, отдельно мальчиков и девочек, загоняли под талит, который держали ребята на поднятых руках, и что-то там говорили. Потом каждая называла выбранное имя, и я, все еще не веря, дрожащими губами впервые произношу: Малка...

Какой же самозванкой я кажусь себе в тот момент! Но продолжаю повторять и повторять про себя, в надежде, что однажды и сама поверю...


*****

Конечно, поспрашивав вероятных свидетелей и покопавшись в дневниковых записях я смогу выяснить скучные факты вроде даты и места. Но конце концов, что есть реальность, как не сон, который вместе с нами видят другие?

Галилейская Мона Лиза, напольная римская мозаика III в.н.э., Циппори 

P.S. Опрос свидетелей дал результаты. Это был январь 2002 г. Когресс Гиллеля в Москве - а вовсе не Сохнута. Ехала целая команда из Одессы, и я в ее составе. Через полгода, в сентябре 2002г. я уехала вместе с новоприобретенным именем в "Бейт Егудит". Так что тайна раскрылась. Но по-моему,  магия все же лучше, чем ее разоблачение!  

Комментариев нет:

Отправить комментарий